Пятница, 19.04.2024, 06:53












Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Форма входа
Block title
Вход на сайт

5. Реализация воспитательной системы.

 

Система воспитательной работы нашего дошкольного учреждения складывается на основе взаимодействия родителей и педагогов.

Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей:

  1. Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.
  2. Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители);
  3. Обобщающие занятия, общение со сверстниками, дети – «информаторы» - взрослый – «слушатель».

Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а на занятии – обобщил.

Основная гипотеза нашей работы заключается в том, что главными факторами эффективности процесса воспитания являются личностно-ориентированный подход и системность.

Система является ориентиром для каждого педагога детского сада, так как детский сад мы рассматриваем как единую, целостную воспитательную систему.

 

5.1. Концептуальные подходы воспитательной системы:

 

Комплексный подход.

Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через основные направления основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной коллективом с учетом федеральных государственных требований.

 

Деятельностный подход.

Целостное развитие ребёнка в период до школы, как субъекта в посильных дошкольнику видах деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, художественно-театральная деятельность, ознакомление с художественной литературой и предметами искусства, музыкальная деятельность, формирование привычки к здоровому образу жизни и элементарных гигиенических навыков, трудовая деятельность.

 

Средовой подход.

Реализация воспитательной системы требует организации в детском саду воспитательного пространства. Оно создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся гендерных склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка.

 

5.2.Технология реализации воспитательной системы ДОУ предусматривает:

 

Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.

 

Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями. Реализация модели субъект субъектного взаимодействия основана на способности конструировать воспитательный процесс на основе педагогической диагностики.

 

Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, другими учреждениями города и района.

 

Основная цель Успешная социализация ребенка в обществе.

Задачи

  1. Формировать нравственное сознание: нравственно-мотивационные установки к себе, окружающей действительности, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

 

  1. Развивать эмоциональную сферу детей: приобщать к миру эмоций человека, учить контролировать свои чувства и переживания, поддерживать положительное самоощущение и чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

 

  1. Формировать эмоционально-чувственное отношение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса и эмоциональной отзывчивости.

 

Основные идеи

 

Идея развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности воспитанника его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей.

Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности ребенка.

Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.

Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.

 

Принципы:

  1. Принцип гуманизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: влияние всех разделов основной общеобразовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.
  2. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
  3. Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
  4. Принцип преемственности. Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
  5. Принцип принятия ребёнка как данности.

 

Направления деятельности: воспитание гуманного отношения к окружающему миру, человеку, любви к родной семье, родному дому, краю, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике; приобщение к здоровому образу жизни; развитие творчества.

 

Основные виды совместной деятельности детей и взрослых

  • Игра (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные, игровые тренинги и др.)
  • Комплексные занятия нравственной и эстетической направленности
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
  • Исследовательская (проектная) деятельность
  • Экскурсионная деятельность
  • Организация досуга

 

5.3. Взаимодействие участников воспитательного процесса

 

Создание альянса родители - ДОУ - шаг к развитию в детском саду неповторимой саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все: и воспитатели, и дети, и родители - стали бы полноправными субъектами воспитания.

Отличительной чертой воспитательного процесса нашего детского сада является его развивающая направленность, которая проявляется в создании условий, позволяющих каждому ребенку реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы и желания. Ведущим направлением работы педагогического коллектива детского сада является воспитание всесторонне развитого ребенка. Объединяя усилия взрослых по установлению взаимопонимания и гармоничных отношений с детьми, стараемся выработать единство требований педагогов и родителей к вопросам воспитания.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникающие проблемы. Как воспитать здорового ребенка, гармонично сочетающего в себе физические и психологические аспекты? Как наладить контакт с детьми? В какие игры с ним играть? Анализируя эти и множество других вопросов, с которыми родители обращаются за помощью, педагогический коллектив решил направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах. Прежде всего - через родительское собрание. Ориентируясь на достижения современной психологии, в частности на исследования Р. Овчаровой, используем на родительских собраниях следующие методы взаимодействия:

  • Групповые дискуссии
  • Игра-моделирование
  • Конструктивный спор
  • Вербальная дискуссия

 

Для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения проводятся микроисследования в сообществе детей и родителей (экспресс-методики, анкеты, тесты, опросники и т. д.).

 

5.4. Взаимодействие с социальным окружением

 

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. Процесс ознакомления детей с социальной действительностью сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности, решается во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Однако сама по себе социальная действительность не является средством воспитания детей. Таковым она становится в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, доступны, понятны, личностно значимы для него. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Основные социальные институты, взаимодействующие с МБДОУ: школа, музей, Школа искусств, Детская спортивная школа, районный дом культуры, детская библиотека.

В ДОУ составлен «социальный портрет» ближайшего окружения, куда, кроме вышеперечисленных социальных институтов, входит описание близ лежащих объектов: магазины, почта, автостанция, перечень названий улиц и т. д.

Разработан план взаимодействия детского сада с различными учреждениями с учетом доступности, соответствия возрастным возможностям детей и эмоциональной насыщенности.

В 2016 – 2017 учебном году была расширена работа в рамках сетевого взаимодействия с различными учреждениями окружающего социума. Работа велась по составленному плану и дала хорошие результаты. Работа в рамках сетевого взаимодействия разнообразила и обогатила образовательный процесс ДОУ.

 

5.5.Особенности управления воспитательной системой

 

Важной особенностью управления воспитательной системой дошкольного учреждения является личностно-ориентированная направленность: анализ и планирование работы с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, потребностей и интересов всех участников воспитательно-образовательного процесса; мониторинг социальной компетентности выпускников детского сада.

5.6.Управление образовательным учреждением как воспитательной системой

Управление воспитательной системой осуществляется гибко, используются две формы принятия управленческих решений:

  1. В форме самоуправления - управленческие решения принимаются коллективно на педагогических советах, заседаниях родительского комитета.
  2. В форме административного управления управленческие решения принимаются на заседании администрации ДОУ.

 

5.7. Управление процессом воспитания строится следующим образом:

  1. Административная работа:
  • повышение квалификации педагогов;
  • знакомство с опытом воспитательной работы других дошкольных учреждений, в том числе по страницам периодической печати;
  1. Планирование:
  • разработка программ и планов, направленных на достижение концептуальных целей и задач;
  • подбор форм и методов работы.
  1. Контроль и коррекция:
  • педагогические наблюдения, анкетирование;
  • посещение и анализ непосредственной образовательной деятельности;
  • анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педсоветы, творческие и аналитические отчеты и др. формы);
  • корректировка планов и программ.
  1. Создание условий для нравственного и эмоционально-личностного развития воспитанников:
  • доброжелательный микроклимат в педагогическом и детских коллективах;
  • создание определенной развивающей среды;
  • создание системы дополнительного образования и воспитания;
  • создание материально-технической базы;
  • тесная связь семьи и дошкольного учреждения.

 

Управление воспитательной системой создает возможности, при которых воспитательный процесс становится эффективным и действенным.

5.8.Планирование процесса воспитания

 

Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду «Ромашка» осуществляется в трех формах, взаимно дополняющих друг друга:

а) в годовом плане работы ДОУ;

б) в перспективном планировании на год по каждой возрастной группе;

в) в календарном плане работы воспитателя.

 

Исходя из анализа итогов предшествующего года, определяются воспитательно-образовательные задачи для детского сада в целом и для каждой возрастной группы детей, требующие особого внимания педагогического коллектива. При этом учитываются опыт и квалификация воспитателей, особенности контингента детей.

В связи с намеченными в плане задачами воспитательно-образовательной работы планируются и другие разделы деятельности дошкольного учреждения: намечаются содержание и формы методической работы с воспитателями, тематика педагогических советов, консультаций, пополнение оборудования и др., определяется содержание работы с родителями.

5.9.Организация работы педагогических кадров

Педагоги ДОУ уделяют большое внимание совершенствованию и обновлению воспитательной деятельности с детьми. Росту профессионального мастерства воспитателей способствуют педагогические советы по воспитательным проблемам, работа над методическими темами.

Педагогический совет – высшая форма коллективной методической работы.

Цель педсоветов – вырабатывать управленческие решения по созданию условий для эффективного сотрудничества членов коллектива дошкольного учреждения по повышению качества образования через создание целостной системы формирования ключевых компетентностей дошкольников.

Тематика заседаний:

  • Формирование ключевых компетентностей дошкольников в воспитательной работе. (Педсовет)
  • Организация компетентностного подхода к воспитательной деятельности воспитателя (Теоретический семинар).
  • Активные формы воспитательной работы. (Круглый стол).
  • Методы и приёмы в развитии эмоциональной сферы детей. ( Из опыта работы воспитателя).

И другие.

Сущность целостности воспитательного процесса состоит в подчиненности всех его частей и функций основной задаче – формированию всесторонне развитого человека. Такой подход в организации воспитательной работы реализуется следующим образом:

  • каждый педагог работает на общую цель: не содействует, а именно обеспечивает достижение общей цели;
  • комплексно решаются задачи обучения, развития и воспитания на каждом занятии;
  • осуществляется единство воспитания и образования.

5.10.Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов

Мотивация придаёт деятельности человека смысл, побуждает его развитие в определенном направлении. Мотивация призвана повышать качество работы, результативность, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение.

Ключевая роль в поддержке и усилении мотивации педагогов принадлежит руководителю учреждения, который, учитывая то, что все люди мотивируются разными факторами, определяет соответствующую систему мотивации:

  • Удовлетворение материальных потребностей педагогов (заработная плата, возможность приобретения научно-методической, учебной литературы);
  • Удовлетворение социальных потребностей педагогов (информированность, зна­комство с достижениями коллег, получение обратной связи о своей деятельности; получение сведений о критериях успеха, общение с коллегами посредством творческих встреч, конференций, семинаров);
  • Удовлетворение потребностей педагогов в личностном росте и самоактуализации (разработка и принятие программы развития каждого педагога, перспективное планирование, выстраивание его профессиональной карьеры).

Руководитель ДОУ также выстраивает стратегию взаимодействия с педагогическим коллективом:

  • Соблюдение норм этики в общении с коллегами;
  • Стимулирование обратной связи;
  • Обеспечение гибкости управленческих решений;
  • Учет пожеланий педагогов;
  • Справедливая оценка достижений;
  • Привлечение к работе в составе творческой группы;
  • Вовлечение в общественную деятельность;
  • Перевод на самоконтроль;
  • Содействие и поддержка в повышении квалификации педагогов;

5.11.Контроль процесса воспитания

Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов образования.

Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в ходе контроля: оперативного, тематического, итогового.

Оперативный - направлен на ежедневное выявление основных по­казателей, характеризующих воспитательно-образовательный процесс, на определение причин его нарушения, а также одновременную выработку рекомендаций по устранению этих причин.

Тематический - направлен на глубокое изучение тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса и выработку ре­комендаций. Он позволяет руководителю глубоко проникнуть в суть тех или иных сторон педагогического процесса, изучить его, объек­тивно оценить.

Итоговый - проводится после завершения какого-либо отчетного периода и направлен на изучение комплекса основных факторов, повлиявших на результаты деятельности.

Составные части внутрисадового контроля – анализ воспитательного процесса и планирование.

Функции прогнозирования и планирования реализуются в нерасторжимом единстве и направлены на улучшение деятельности образовательного учреждения, достижение более качественных конечных результатов воспитательно-образовательного процесса.

 

5.12. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы

Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы:

1. Образ детского сада в сознании педагогов, воспитанников, родителей.

-->

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Сведения о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями
Анкета
Анкета для опроса получателей услуг о качестве условий оказания услуг
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Вход на сайт
Вход на сайт
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz