5. Реализация воспитательной системы.
Система воспитательной работы нашего дошкольного учреждения складывается на основе взаимодействия родителей и педагогов.
Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей:
- Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.
- Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители);
- Обобщающие занятия, общение со сверстниками, дети – «информаторы» - взрослый – «слушатель».
Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а на занятии – обобщил.
Основная гипотеза нашей работы заключается в том, что главными факторами эффективности процесса воспитания являются личностно-ориентированный подход и системность.
Система является ориентиром для каждого педагога детского сада, так как детский сад мы рассматриваем как единую, целостную воспитательную систему.
5.1. Концептуальные подходы воспитательной системы:
Комплексный подход.
Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через основные направления основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной коллективом с учетом федеральных государственных требований.
Деятельностный подход.
Целостное развитие ребёнка в период до школы, как субъекта в посильных дошкольнику видах деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, художественно-театральная деятельность, ознакомление с художественной литературой и предметами искусства, музыкальная деятельность, формирование привычки к здоровому образу жизни и элементарных гигиенических навыков, трудовая деятельность.
Средовой подход.
Реализация воспитательной системы требует организации в детском саду воспитательного пространства. Оно создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся гендерных склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка.
5.2.Технология реализации воспитательной системы ДОУ предусматривает:
Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.
Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями. Реализация модели субъект субъектного взаимодействия основана на способности конструировать воспитательный процесс на основе педагогической диагностики.
Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, другими учреждениями города и района.
Основная цель Успешная социализация ребенка в обществе.
Задачи
- Формировать нравственное сознание: нравственно-мотивационные установки к себе, окружающей действительности, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
- Развивать эмоциональную сферу детей: приобщать к миру эмоций человека, учить контролировать свои чувства и переживания, поддерживать положительное самоощущение и чувство безопасности и доверия к окружающему миру.
- Формировать эмоционально-чувственное отношение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса и эмоциональной отзывчивости.
Основные идеи
Идея развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности воспитанника его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей.
Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности ребенка.
Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.
Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.
Принципы:
- Принцип гуманизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: влияние всех разделов основной общеобразовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.
- Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
- Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
- Принцип преемственности. Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
- Принцип принятия ребёнка как данности.
Направления деятельности: воспитание гуманного отношения к окружающему миру, человеку, любви к родной семье, родному дому, краю, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике; приобщение к здоровому образу жизни; развитие творчества.
Основные виды совместной деятельности детей и взрослых
- Игра (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные, игровые тренинги и др.)
- Комплексные занятия нравственной и эстетической направленности
- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
- Исследовательская (проектная) деятельность
- Экскурсионная деятельность
- Организация досуга
5.3. Взаимодействие участников воспитательного процесса
Создание альянса родители - ДОУ - шаг к развитию в детском саду неповторимой саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все: и воспитатели, и дети, и родители - стали бы полноправными субъектами воспитания.
Отличительной чертой воспитательного процесса нашего детского сада является его развивающая направленность, которая проявляется в создании условий, позволяющих каждому ребенку реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы и желания. Ведущим направлением работы педагогического коллектива детского сада является воспитание всесторонне развитого ребенка. Объединяя усилия взрослых по установлению взаимопонимания и гармоничных отношений с детьми, стараемся выработать единство требований педагогов и родителей к вопросам воспитания.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникающие проблемы. Как воспитать здорового ребенка, гармонично сочетающего в себе физические и психологические аспекты? Как наладить контакт с детьми? В какие игры с ним играть? Анализируя эти и множество других вопросов, с которыми родители обращаются за помощью, педагогический коллектив решил направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах. Прежде всего - через родительское собрание. Ориентируясь на достижения современной психологии, в частности на исследования Р. Овчаровой, используем на родительских собраниях следующие методы взаимодействия:
- Групповые дискуссии
- Игра-моделирование
- Конструктивный спор
- Вербальная дискуссия
Для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения проводятся микроисследования в сообществе детей и родителей (экспресс-методики, анкеты, тесты, опросники и т. д.).
5.4. Взаимодействие с социальным окружением
Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. Процесс ознакомления детей с социальной действительностью сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности, решается во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Однако сама по себе социальная действительность не является средством воспитания детей. Таковым она становится в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, доступны, понятны, личностно значимы для него. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
Основные социальные институты, взаимодействующие с МБДОУ: школа, музей, Школа искусств, Детская спортивная школа, районный дом культуры, детская библиотека.
В ДОУ составлен «социальный портрет» ближайшего окружения, куда, кроме вышеперечисленных социальных институтов, входит описание близ лежащих объектов: магазины, почта, автостанция, перечень названий улиц и т. д.
Разработан план взаимодействия детского сада с различными учреждениями с учетом доступности, соответствия возрастным возможностям детей и эмоциональной насыщенности.
В 2016 – 2017 учебном году была расширена работа в рамках сетевого взаимодействия с различными учреждениями окружающего социума. Работа велась по составленному плану и дала хорошие результаты. Работа в рамках сетевого взаимодействия разнообразила и обогатила образовательный процесс ДОУ.
5.5.Особенности управления воспитательной системой
Важной особенностью управления воспитательной системой дошкольного учреждения является личностно-ориентированная направленность: анализ и планирование работы с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, потребностей и интересов всех участников воспитательно-образовательного процесса; мониторинг социальной компетентности выпускников детского сада.
5.6.Управление образовательным учреждением как воспитательной системой
Управление воспитательной системой осуществляется гибко, используются две формы принятия управленческих решений:
- В форме самоуправления - управленческие решения принимаются коллективно на педагогических советах, заседаниях родительского комитета.
- В форме административного управления управленческие решения принимаются на заседании администрации ДОУ.
5.7. Управление процессом воспитания строится следующим образом:
- Административная работа:
- повышение квалификации педагогов;
- знакомство с опытом воспитательной работы других дошкольных учреждений, в том числе по страницам периодической печати;
- Планирование:
- разработка программ и планов, направленных на достижение концептуальных целей и задач;
- подбор форм и методов работы.
- Контроль и коррекция:
- педагогические наблюдения, анкетирование;
- посещение и анализ непосредственной образовательной деятельности;
- анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педсоветы, творческие и аналитические отчеты и др. формы);
- корректировка планов и программ.
- Создание условий для нравственного и эмоционально-личностного развития воспитанников:
- доброжелательный микроклимат в педагогическом и детских коллективах;
- создание определенной развивающей среды;
- создание системы дополнительного образования и воспитания;
- создание материально-технической базы;
- тесная связь семьи и дошкольного учреждения.
Управление воспитательной системой создает возможности, при которых воспитательный процесс становится эффективным и действенным.
5.8.Планирование процесса воспитания
Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду «Ромашка» осуществляется в трех формах, взаимно дополняющих друг друга:
а) в годовом плане работы ДОУ;
б) в перспективном планировании на год по каждой возрастной группе;
в) в календарном плане работы воспитателя.
Исходя из анализа итогов предшествующего года, определяются воспитательно-образовательные задачи для детского сада в целом и для каждой возрастной группы детей, требующие особого внимания педагогического коллектива. При этом учитываются опыт и квалификация воспитателей, особенности контингента детей.
В связи с намеченными в плане задачами воспитательно-образовательной работы планируются и другие разделы деятельности дошкольного учреждения: намечаются содержание и формы методической работы с воспитателями, тематика педагогических советов, консультаций, пополнение оборудования и др., определяется содержание работы с родителями.
5.9.Организация работы педагогических кадров
Педагоги ДОУ уделяют большое внимание совершенствованию и обновлению воспитательной деятельности с детьми. Росту профессионального мастерства воспитателей способствуют педагогические советы по воспитательным проблемам, работа над методическими темами.
Педагогический совет – высшая форма коллективной методической работы.
Цель педсоветов – вырабатывать управленческие решения по созданию условий для эффективного сотрудничества членов коллектива дошкольного учреждения по повышению качества образования через создание целостной системы формирования ключевых компетентностей дошкольников.
Тематика заседаний:
- Формирование ключевых компетентностей дошкольников в воспитательной работе. (Педсовет)
- Организация компетентностного подхода к воспитательной деятельности воспитателя (Теоретический семинар).
- Активные формы воспитательной работы. (Круглый стол).
- Методы и приёмы в развитии эмоциональной сферы детей. ( Из опыта работы воспитателя).
И другие.
Сущность целостности воспитательного процесса состоит в подчиненности всех его частей и функций основной задаче – формированию всесторонне развитого человека. Такой подход в организации воспитательной работы реализуется следующим образом:
- каждый педагог работает на общую цель: не содействует, а именно обеспечивает достижение общей цели;
- комплексно решаются задачи обучения, развития и воспитания на каждом занятии;
- осуществляется единство воспитания и образования.
5.10.Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов
Мотивация придаёт деятельности человека смысл, побуждает его развитие в определенном направлении. Мотивация призвана повышать качество работы, результативность, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение.
Ключевая роль в поддержке и усилении мотивации педагогов принадлежит руководителю учреждения, который, учитывая то, что все люди мотивируются разными факторами, определяет соответствующую систему мотивации:
- Удовлетворение материальных потребностей педагогов (заработная плата, возможность приобретения научно-методической, учебной литературы);
- Удовлетворение социальных потребностей педагогов (информированность, знакомство с достижениями коллег, получение обратной связи о своей деятельности; получение сведений о критериях успеха, общение с коллегами посредством творческих встреч, конференций, семинаров);
- Удовлетворение потребностей педагогов в личностном росте и самоактуализации (разработка и принятие программы развития каждого педагога, перспективное планирование, выстраивание его профессиональной карьеры).
Руководитель ДОУ также выстраивает стратегию взаимодействия с педагогическим коллективом:
- Соблюдение норм этики в общении с коллегами;
- Стимулирование обратной связи;
- Обеспечение гибкости управленческих решений;
- Учет пожеланий педагогов;
- Справедливая оценка достижений;
- Привлечение к работе в составе творческой группы;
- Вовлечение в общественную деятельность;
- Перевод на самоконтроль;
- Содействие и поддержка в повышении квалификации педагогов;
5.11.Контроль процесса воспитания
Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов образования.
Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в ходе контроля: оперативного, тематического, итогового.
Оперативный - направлен на ежедневное выявление основных показателей, характеризующих воспитательно-образовательный процесс, на определение причин его нарушения, а также одновременную выработку рекомендаций по устранению этих причин.
Тематический - направлен на глубокое изучение тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса и выработку рекомендаций. Он позволяет руководителю глубоко проникнуть в суть тех или иных сторон педагогического процесса, изучить его, объективно оценить.
Итоговый - проводится после завершения какого-либо отчетного периода и направлен на изучение комплекса основных факторов, повлиявших на результаты деятельности.
Составные части внутрисадового контроля – анализ воспитательного процесса и планирование.
Функции прогнозирования и планирования реализуются в нерасторжимом единстве и направлены на улучшение деятельности образовательного учреждения, достижение более качественных конечных результатов воспитательно-образовательного процесса.
5.12. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы:
1. Образ детского сада в сознании педагогов, воспитанников, родителей.
--> |