Публичный доклад заведующей МБДОУ Нижнеингашский детский сад №1 «Колокольчик» п. Нижний Ингаш
Галины Анатольевны Лобановой
за 2017-2018 учебный год
1. Общая характеристика образовательного учреждения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Нижнеингашский детский сад №1 «Колокольчик» функционирует на основе Устава и лицензии.
МБДОУ «Колокольчик» находится в здании, построенном по типовому проекту, и расположено в поселке Нижний Ингаш, ул.Зеленая №23 Красноярского края.
Количество возрастных групп – 5, из них:
I младшая группа (от 2 до 3 лет) - 20
II младшая группа (от 3 до 4 лет) - 20
Средняя группа (от 4 до 5 лет) - 23
Старшая группа (от 5 до 6 лет) – 22
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) - 23
Списочный состав – 108человек
Режим работы ДОУ – 10,5 часов, с 7.30 до 18.00 с пятидневной рабочей неделей.
Педагогическими кадрами детский сад укомплектован полностью
Педагогические кадры – 12 человек, из них:
высшее педагогическое образование имеют - 4 человек ( 33,3%);
среднее специальное образование имеют - 6 человек (50 %);
квалификационную категорию имеют:
высшую - 2 чел. (17 %)
I категорию - 5 чел. ( 49%)
Соответствие занимаемой должности - 2чел. (17%),
- имеют категорию - 2 чел. (17 %)
Уровень и направленность реализуемой образовательной программы МБДОУ «Колокольчик» соответствует типу – дошкольное образовательное учреждение, виду – детский сад, категории – второй.
МБДОУ «Колокольчик» осуществляет свою педагогическую деятельность в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по здоровьесберегающему направлению.
2. Кадровое обеспечение.
МБДОУ «Колокольчик» – это коллектив единомышленников, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей каждого ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям.
С целью самосовершенствования, саморазвития, обогащения своего опыта, педагоги ДОУ посещают: районные методические объединения, педагогические конференции.
Ежегодно педагоги МБДОУ «Колокольчик» проходят курсы повышения квалификации в ККИПК и ПО РО Красноярского края, согласно графика РММЦ и самостоятельно дистанционно.
- межаттестационный период воспитатели работают по индивидуальным темам самообразования. Методический кабинет постоянно пополняется новинками педагогической литературы.
Опыт работы воспитателей обобщается и распространяется. Ежегодно педагоги имеют возможность поделиться своими находками с коллегами в детском саду, на методическом объединении, при проведении аттестации.
Годовые планы воспитательно-образовательной работы ДОУ всегда составляются на основе мониторинга выполнения программы каждой группой, наблюдений, по результатам проведения педагогического процесса в течение года и выявленных проблем.
С целью повышения результативности педагогической работы проводятся: педагогические советы, семинары, практикумы (по типу деловых игр), круглые столы, консультации, тренинги, составление диагностических карт с показателем уровня развития детей, усвоение ими программных задач. Воспитатели в организации непосредственной образовательной деятельности активно используют инновационные педагогические технологии такие как – социо-игровые методы и приемы, личностно-ориентированный подход в воспитании детей, здоровьесберегающие, проблемно-поисковые технологии, технологии, развивающие детскую инициативу и творчество.
3. Организация непосредственной образовательной деятельности.
В настоящее время коллектив работает по основной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным стандартом.
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Колокольчик» (далее — Программа,) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москва.
Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Колокольчик» разработана на основе Программы «Мозаика», авторы-составители: Белькович Виктория Юрьевна, Гребёнкина Наталья Валентиновна, Кильдышева Ирина Африковна.
Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию нарушений в речевом развитии.
В 2016 г. ООП ДО прошла экспертизу в форме общественной презентации в рамках РМО.
Цель программы:
Обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования).
Задачи реализации Программы:
- обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
- приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;
- развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
- реализация вариативных образовательных программ;
- соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.
Принципы и подходы к формированию и реализации Программы
- Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
- Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
- Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
- Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
- Вариативность организации дошкольного образования. Программа разработана на основе культурно-исторического и системно-деятельностного подходов, являющихся методологией ФГОС ДО.
Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий:
- личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
- полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
- разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте;
- разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом;
- возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности.
Планирование и принципы образовательной деятельности.
- Планирование составляет одну из основ правильной организации жизни детей в детском саду. Оно строится на анализе достигнутых успехов всей группы и индивидуально каждого ребёнка.
- Основу планирования составляют комплексные образовательные задачи на определённый промежуток времени (в соответствии с примерным комплексно-тематическим планированием — на неделю). Образовательные задачи объединяют проектирование предметно-развивающей среды и разработку содержания деятельности и общения педагога с детьми и их родителями.
- Недельное планирование строится на основе образовательных задач, сформулированных на годовой временной период.
Примерный алгоритм последовательного
планирования образовательной работы на неделю:
Неделя — временной период планирования; воспитатель формулирует последовательные обучающие и развивающие задачи (специфические) на этот период, решение которых предполагается в ходе совместной деятельности, во время режимных моментов, ситуациях повседневного общения с детьми.
Воспитательные задачи должны быть сквозными, решаться в постоянном режиме, в любой ситуации, этому способствующей (воспитательные задачи планируются на год);
подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми. Вводятся новые слова в активный словарный запас, изменяется (пополняется) предметно-пространственная развивающая среда, осуществляется коррекция развития (индивидуально или для всей группы).
Приоритетные направления деятельности
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Конкретное содержание указанных направлений зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализовывается в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
- в раннем возрасте (2 - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Особенности контингента детей, воспитывающихся
в МБДОУ «Колокольчик»
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.
В настоящее время в учреждении функционирует 5 групп, все общеразвивающей направленности:
- от 2-х лет до 3-х лет
- от 3-х лет до 4-х лет
- от 4-х лет до 5-и лет
- от 5-и лет до 6-и лет
- от 6-и лет до 7-и лет
Организация режима пребывания детей в ДОУ
Режим дня для разных возрастных групп в холодный и тёплый периоды года установлен в соответствии с функциональными возможностями ребёнка, его возрастом и состоянием здоровья.
Режим работы ДОУ: 10,5 часов: с 7.30 до 18.00 при пятидневной рабочей неделе с трехразовым питанием.
Учебный год в детском саду начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.
В летние месяцы проводится оздоровительная работа с детьми.
В воспитательно-образовательном процессе
используются современные педагогические технологии
1. Технологии, характеризующие отношение взрослых к ребенку:
- Личностно-ориентированная (в центр образовательной системы ставится личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов);
- Гуманно-личностная технология (своей гуманистической сущностью исповедует идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы);
- Технология сотрудничества (реализует демократизм, равенство, партнерство в
отношениях педагога и ребенка);
2. Педагогические технологии образовательного процесса:
- Проектная деятельность (Проектная деятельность выступает уникальным средством поддержания инициативы конкретного ребенка, семьи, коллектива педагогов детского коллектива, а так же объединяет участников образовательного процесса и социальных партнеров.);
- Технология познавательно-речевого развития детей заключается в целенаправленном формировании у дошкольников интеллектуально-творческой и познавательной деятельности);
- Технология экспериментирования и проживания (заключается в развитии познавательной деятельности ребенка, освоении детьми различных форм приобретения опыта, помогающая ребенку получить знания об окружающем мире и о себе);
- Организационно-средовые. Развивающая среда, необходимая для реализации задач Программы, служит интересам и потребностям ребенка, способствует его развитию и эмоциональному благополучию.
- В следующем учебном году планируется введение технологии, развивающей инициативу и творчество «Клубный час».
Педагогическая и психологическая диагностика
личностных образовательных результатов детей
В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры реализации Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Однако ФГОС допускает, что в Организации (группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (или мониторинга) 1 раз в год (в мае).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Требования к проведению диагностики
- создание эмоционального комфорта ребёнка;
- индивидуальный подход к ребёнку, уважение его личности;
- учёт интересов и уровня развития ребёнка;
- отбор материалов для каждого ребёнка в зависимости от индивидуальной ситуации развития.
Мониторинг проводится в конце года на основе заполнения диагностических листов, содержащих показатели освоения программы для каждого возраста.
- создание эмоционального комфорта ребёнка;
- индивидуальный подход к ребёнку, уважение его личности;
- учёт интересов и уровня развития ребёнка;
- отбор материалов для каждого ребёнка в зависимости от индивидуальной ситуации развития.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Целью взаимодействия с родителями мы считаем возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.
Задачи, направленные на реализацию цели:
-
- формирование психолого- педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни дошкольного учреждения;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Особенности взаимодействия
педагогического коллектива с семьями воспитанников
Семья для ребёнка дошкольного возраста — жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Родительская любовь обеспечивает ребёнку эмоциональную защиту, психологический комфорт и жизненную опору. Образовательная программа ДОУ ориентирует воспитателя на взаимодействие с семьёй.
Воспитатель в сотрудничестве с родителями стремится к позиции поддержки, соучастия и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и отцовских функций.
Эффективными методами работы с родителями являются активные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты проявляют инициативу и самостоятельность.
* скачать документ полностью |