Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя
получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В
формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы быть
здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим
здоровьем, можно его потерять. Понятие о здоровом образе жизни включает в себя
много аспектов. Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим
соблюдается, а вот дома не всегда, хотя мы объясняем и детям, и родителям, что
нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать.
Во-вторых, это
культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для
чего это надо делать. Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно,
и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы. Для
закрепления навыков рекомендуется использовать художественное слово. Например,
отрывки из сказки Чуковского "Мойдодыр" и т.п.
Мойся мыло! Не
ленись!
Не выскальзывай, не
злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя
сначала!
О микробах:
Они очень маленькие и
живые (рисунок).
Они попадают в
организм и вызывают болезни.
Они живут на грязных
руках.
Они боятся мыла.
Микроб - ужасно
вредное животное,
Коварное и главное
щекотное.
Такое вот животное в
живот
Залезет - и спокойно
там живет.
Залезет шалопай, и
где захочется
Гуляет по больному и
щекочется.
Он горд, что столько
от него хлопот:
И насморк, и чихание,
и пот.
Вы, дети, мыли руки
перед ужином?
Ой, братец лис, ты
выглядишь простуженным
Постой-ка, у тебя
горячий лоб
Наверное, в тебе
сидит микроб!
Вместе с детьми
рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны
хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом,
вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Предложить детям посчитать,
сколько раз в день им приходится мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты;
когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой
посуды.
В-третьих, это
гимнастика, физзанятия, закаливание и подвижные игры. Если человек будет
заниматься спортом, он проживет дольше. "Береги здоровье смолоду".
Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить
гимнастику и тоже использовать художественное слово.
По утрам зарядку
делай
Будешь сильным,
Будешь смелым.
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна
Помогает здорово.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться
Мы зарядкой с тобой
Будем заниматься.
Обязательно проводить
гимнастику после дневного сна и упражнения дыхательной гимнастики. Полезно
полоскать горло, обтираться полотенцем, проводить коррегирующую гимнастику,
чаще играть в подвижные игры, для чего иметь в группе атрибуты для таких игр.
Все это должно находиться в физкультурном уголке.
В-четвертых, культура
питания. Обыгрывание ситуации "В гости к Мишутке" и "Винни-Пух в
гостях у Кролика", рассматривание и обсуждение картинок к играм:
"Осторожно, вирус", "Будь здоров!"
Отсюда вывод:
Нельзя
- пробовать все
подряд
- есть и пить на
улице
- есть немытое
- есть грязными
руками
- давать кусать
- гладить животных во
время еды
- есть много
сладкого.
Нужно есть больше
овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в
каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А - морковь,
рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо,
молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С -
цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце,
рыбий жир (для косточек).
Для лучшего
запоминания использовать художественное слово.
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.
Очень важно
спозаранку,
Есть за завтраком
овсянку.
Черный хлеб полезен
нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только
тот,
Кто жует морковь
сырую,
Или сок морковный
пьёт.
От простуды и ангины
помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть
лимон
Хоть и очень кислый
он.
Полезно в работе
опираться на сказку Чуковского "Доктор Айболит". Игрушки - зверята
приходят со своими жалобами. Выяснить, почему так получилось и как им можно
помочь.
Темы для игровых
ситуаций можно выбрать из детской энциклопедии "Расти здоровым". Там
весь материал доступен для детей и очень полезен. В беседе "Здоровье и
болезнь" дети могут рассказать друг другу, что они знают о болезнях; как
они чувствовали, когда болело горло, живот, голова. Цель такой беседы -
определить, что дети знают о болезнях; научить избегать их; учить считаться с
плохим самочувствием другого человека. Хорошо помогают в формировании здорового
образа жизни игры по ОБЖ и ПДД.
Полезно
рассматривание ситуаций, связанных с основными правилами гигиенического
поведения, предложенные в книге Зайцева "Уроки Мойдодыра". Когда дети
усвоят все десять уроков из этой книги, надо наблюдать, как дети используют эти
знания. |