Пятница, 26.04.2024, 15:23












Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Форма входа
Block title
Вход на сайт

Отдать ребёнка в школу? Или подождать?

   Время летит быстро, и вот уже родители шестилетних детей  собираются вести их в школу. Это ответственное решение меняет весь образ жизни не только будущего  маленького ученика, но и его родителей. От правильного решения этого вопроса зависит и успешность обучения ребёнка, и возможность сохранения его здоровья. Зависит и душевное спокойствие родителей, их уверенность в будущем благополучии своего чада. Как специалист – логопед, несколько лет проработавший в составе социально-педагогической службы и психолого-медико- педагогического консилиума МОУ НСОШ №1, я прошу родителей прислушаться к моим советам при решений вопроса о сроках начала школьного обучения.

   Согласно Постановлению «О гигиенических требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» № 44 от 28.11.2002 г., в 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Приём в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет и 6 месяцев. Здесь могу добавить, что если родители настойчиво пожелают отправить своего ребёнка в 1 класс раньше указанного возраста, они должны решать этот вопрос не в школе, а в районном управлении образования.

    Приём детей в 1 классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребёнка к обучению. Родители вправе выбирать образовательное учреждение для обучения ребёнка и образовательную программу. Для приёма в школу предоставляются следующие документы:

·        заявление на имя директора;

·        оформленная медицинская карта;

·        копия свидетельства о рождении ребёнка.

Не позднее 1 сентября оформляется приказ директора школы о зачислении учащихся в 1 класс.

  Не раз в своей практике мне приходилось сталкиваться  с такими случаями, когда ребёнку, достигнувшему возраста школьного обучения, специалисты рекомендуют его отсрочить ещё на год. Это связано с недостаточной зрелостью ребёнка, недостаточной готовностью его к школе. И вот здесь я обращаюсь к родителям: Отнеситесь к рекомендациям специалиста внимательно, потому что практически все случаи, когда ребёнок приходит в школу незрелым, заканчиваются либо проблемами в его обучении, либо нарушениями его поведения в школе, либо ухудшением его здоровья. Поверьте, мы видели всякое: и истерики, и полную апатию и равнодушие к процессу учёбы, и немотивированную агрессию, и нарушения здоровья (энурез, ухудшение зрения, нарушения работы пищеварительной системы и другие заболевания),  а главное – систематическая неуспеваемость, нежелание посещать школу.

   Что же  подразумевается под готовностью к школьному обучению? Здесь речь идёт о готовности ребёнка не к обучению вообще, а к обучению в школе со всем комплексом её учебных и внеучебных нагрузок.

   Специалисты разного профиля предлагают немало критериев определения готовности к школе или «школьной зрелости», но в основе их всех  - батарея тестов, позволяющих судить о функциональном и психологическом развитии ребёнка, о состоянии его здоровья. Отсюда следует, что готовность к школе – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребёнка и его социально – психологической адаптации, к снижению успешности обучения.

    Почему так важно определить готовность? Потому, что:

·        у не готовых к школе детейтруднее и длительнее проходит процесс адаптации;

·        они менее работоспособны;

·        быстрее утомляются;

·        имеют более длительный навык формирования навыков письма и чтения;

·        у них чаще проявляются трудности в процессе обучения письму, чтению и счёту;

·        у них гораздо чаще (как правило) проявляется комплекс трудностей в обучении, который затем проявляет себя в основной школе, на последующих ступенях обучения,

·        именно у них значительно чаще отмечаются отклонения в состоянии здоровья, ухудшение здоровья в процессе обучения.

В процессе прохождения обследования различными специалистами у будущего первоклассника определяется уровень его развития, включающий определённый уровень состояния его здоровья, физического развития, личностного, интеллектуального и речевого развития, зрительно – моторной и двигательной координации и др.

    А теперь ответим на вопросы: много ли не готовых к школе детей и связана ли готовность к школе с возрастом ребёнка?

Не готовых к школе детей больше среди тех, кто вырос в неблагоприятных социокультурных и экологических условиях, кто имеет различные отклонения в раннем развитии, в состоянии здоровья и т.п. Исследования специалистов показали, что количество  не готовых детей уменьшается по мере роста и развития ребёнка: в 5 лет их 80%, в 6 лет - 51%, в 6,5 лет - 32%,  а в 7 лет – до 13 %. Значит, если специалисты считают вашего ребёнка недостаточно зрелым для школьного обучения, есть резон переждать ещё год. Через год он придёт в школу достаточно подготовленным и его обучение будет более успешным. Самый идеальный вариант , когда ребёнок накануне школьного обучения хотя бы в течение одного года или двух лет посещает детское дошкольное учреждение, где проходит подготовку к школе по соответствующей программе в коллективе детей. Почему именно этот вариант идеален?

   В интегральной оценке готовности ребёнка к школе несколько сторон: личностное развитие, умственное развитие, физическое развитие, речевое развитие и др. Ведущей среди них многие специалисты считают личностное развитие (личностную готовность).

Личностное развитие ребёнка включает три сферы жизненных отношений:

·        взаимоотношения со взрослыми;

·        взаимоотношения со сверстниками;

·        отношение к самому себе (самооценка).

    В практике нашей школы бывают такие примеры, когда ученик в первом классе может назвать учителя на ты и общаться с ним, как с близким человеком. Во время урока такой ребёнок считает возможным не выполнять требования учителя, не работать вместе с классом, а заниматься своими делами, ходить по классу, залазить под парту, разговаривать. Такой ребёнок может встать в середине урока и, собирая портфель, сказать: «Всё, надоело, больше учиться не хочу». На требования и замечания учителя он реагирует бурно, капризами, а иногда и истериками. О ничуть не смущаясь, может вогнать учителя в краску репликой: «Ты злая, я не хочу у тебя учиться», либо даже  сказать в адрес учителя оскорбительное слово. Это не непосредственность, не раскованность, как склонны оправдывать ребёнка родители. Здесь мы имеем дело с недостаточным развитием произвольности – способности ребёнка принять определённую цель и действовать в соответствии с нею. В данном случае это умение понять и принять определённые правила поведения, взаимодействия ученика и учителя. В последнее время в связи с общей раскованностью отношений, снятием многих рамок общения смягчилась жёсткость некоторых требований школы, изменился стиль общения учителя и ученика. Это общение становится менее формализованным, приобретает большую теплоту , открытость. Учитель старается учесть индивидуальные особенности личности ребёнка, тактично формировать правила поведения в новой для него ситуации, и тогда личностные недостатки ученика теряют свою остроту, хотя и создают немало сложностей для учителя. В условиях ДОУ личностная готовность к школе воспитывается у детей постоянно и целенаправленно. Очень велика и роль родителей в личностной подготовке будущих учеников.

   Приходя в школу, некоторые дети испытывают трудности в формировании взаимоотношений со сверстниками в классе. Определённая часть первоклассников растут дома, с другими детьми встречаются только на прогулках или в гостях. Всё чаще они смотрят многочасовые видики или занимаются компьютерными играми. Отсутствие опыта коллективного общения и потребности в друзьях становится серьёзной проблемой для учителя.

    Неумение общаться с одноклассниками, застенчивость, обиды и слёзы, а порой раздражение, вспышки ярости – совсем не редкость среди младших школьников. Особенно страдают те из них, кто не посещал детский сад, кто вырос со взрослыми в атмосфере гиперопеки. Неумение общаться ведёт, как правило, к изоляции ребёнка в детском коллективе, оказывает негативное влияние на общее состояние ребёнка и может стать причиной школьных неудач, потому что обучение носит у нас принципиально коллективный характер. Это значит , что учащиеся должны уметь взаимодействовать  и сотрудничать в совместной деятельности.

 Практика проведения подготовительных занятий для будущих первоклассников в школе очень нужна и полезна для адаптации ребёнка к школе и своему классному коллективу. Приходя в школу, маленький ученик должен реально представлять всю совокупность условий и требований, с которыми ему придётся столкнуться. При этом он не должен этого бояться. Очень важно, чтобы у ребёнка к началу школьного обучения был сформирован положительный настрой к учёбе, желание учиться, и уверенность в том, что у него всё получится.

    Интеллектуальную и личностную  зрелость будущих первоклассников обследует психолог. Обычно тех детей, которые посещают дошкольные учреждения, обследует психолог районного управления образования Анжела Александровна Гололобова. Она даёт подробное заключение об уровне развития интеллектуальных процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления) и рекомендации по их развитию для учителей и родителей. Каждый родитель может получить эти данные у психолога, у воспитателя подготовительной группы ДОУ, у учителя. Обследовать готовность детей к школе может и школьный психолог Потапчик Наталья Викторовна.

   Родители детей, поступающих в Нижнеингшскую СОШ №1, могут узнать и об особенностях речевого развития своего ребёнка. Обследование речевого развития детей , посещающих ДОУ «Колокольчик», «Ромашка » и «Сказка», я буду  проводить с 15 мая по 1 июня. Обследование речи остальных детей, идущих в 1 класс НСОШ №1, будет проводиться в период работы летнего лагеря дневного пребывания и подготовительных занятий будущих первоклассников.

   Надеемся, что возможность получения такого полного объёма информации о готовности ребёнка к школе даст родителям возможность принять взвешенное решение о сроках начала школьного обучении первоклассника.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Сведения о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями
Анкета
Анкета для опроса получателей услуг о качестве условий оказания услуг
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Вход на сайт
Вход на сайт
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz